Добавить изображение

Логотип организации


Портал Новополоцка и Полоцка. Читай нас в соц. сетях!
Коллекционер из Новополоцка собрал почти 700 старых фотоаппаратов.

Коллекцией, которая насчитывает почти 700 экземпляров фототехники, может похвастаться фотограф из Новополоцка Игорь Супроненок. Невозможно зайти в его студию и не замереть хотя бы на пару минут у стеллажей, рассматривая фотоаппараты и кинокамеры прошлого века зарубежного и советского производства. Корреспондент «СБ Беларусь Сегодня» узнала, сколько времени Игорю понадобилось, чтобы собрать такую богатую коллекцию, и какая именно камера представляет для него наибольшую ценность.

Семейное дело

Фотографировать Игорь Супроненок начал еще в детстве: первое его фото в газете напечатали, когда он был в четвертом классе. Любовь к этому делу ему привил отец, который всю жизнь проработал фотокорреспондентом. Отдельный стеллаж коллекции отведен под «фамильные ценности».

— Этими камерами снимали и отец, и я. Хотя есть тут даже фотоаппарат, который принадлежал моему деду. Он работал железнодорожником и нашел эту немецкую камеру, которую советские солдаты везли из Берлина в качестве трофея, — рассказывает Игорь Супроненок.

Коллекционеру понадобились 34 года, чтобы собрать почти 700 фотоаппаратов и камер. Он признается, что техника попадает к нему самыми разными способами: что-то приобретает у перекупщиков, что-то дарят знакомые, некоторые раритеты обнаруживает в комиссионных магазинах или секонд-хендах.

Бесценный экспонат

Коллекционер не дает объявлений о том, что ищет старые фотоаппараты и камеры. По его словам, этим занимаются лишь перекупщики, которые на этом зарабатывают:

— Меня даже, если честно, не интересует сегодняшняя стоимость на рынке этих фотоаппаратов. Но могу сказать, что вот эту деревянную камеру можно было бы продать за 600−700 евро. Это студийная фотокамера начала XX века европейского производства.

Игорь Супроненок может рассказать историю каждого предмета из своей коллекции: как про советские фотоаппараты «Зоркий», «ФЭД», «Зенит», так и зарубежные — «Кодак», «Роллейфлекс», «Контакс», «Олимпус» и т.д.

— Самый ценный экземпляр коллекции — немецкий «Роллейфлекс» 1930-х годов. Досталась фотокамера мне всего за пять долларов, но эта вещица со своей интересной историей. Дело в том, что немцы снимали на эту камеру бои, а потом подорвались на снаряде. Технику нашли при раскопках, и она очень хорошо сохранилась, — говорит Игорь. — Еще очень люблю отцовскую камеру «Киев». Если туда поставить пленку, камера и по сегодняшним меркам будет снимать просто фантастически.

О профессии фотографа

Новополочанин учился на фотокорреспондента в полиграфическом училище в Уфе. Как и его отец, долгое время работал в журналистике: был фотокорреспондентом в газетах, а однажды снимал видеорепортаж для телевидения из горячей точки Цхинвали. Однако самым значимым своим проектом называет организацию выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, на которой он представлял снимки родного Полоцка.

Коллекционер с грустью замечает, что раньше фотосъемка была непростым ремеслом, требующим определенных навыков. А сейчас же фотографом может назвать себя любой, купивший более или менее хорошую камеру.

— Все это началось с так называемых «мыльниц»: у меня целый стеллаж им посвящен. Компания «Кодак» «убила» все настройки диафрагмы, светочувствительности и позволила людям делать снимки нажатием одной кнопки. У них даже девиз такой: «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем все остальное». Правда, история компании, основанной в конце XIX века, закончилась печально: «Кодак» разорился, когда не смог в начале 2000-х вовремя перепрофилироваться из пленки в «цифру», — делится размышлениями Игорь. — В моей коллекции есть экспонометры, светофильтры, автоспуски… Многие современные фотографы сейчас даже не знают, что это такое.

Наполеоновские планы

Поездка во Францию подтолкнула Игоря Супроненка заняться новым фотопроектом: он готовит цикл снимков, на которых красота нашей природы переплетается с событиями войны 1812 года.

— На полоцкой земле происходили масштабные военные действия, — поясняет Игорь. — С помощью старых карт, рисунков, схем и современной спутниковой съемки я до метра вычислил места важнейших сражений, ездил туда и фотографировал, как они выглядят сегодня. Хочу, чтобы люди знали, к примеру, что по этой красивой тропинке на Москву прошла вся наполеоновская армия, а на этой живописной поляне, где сегодня пасутся овцы, шел один из самых ожесточенных боев на нашей земле во время войны 1812 года. Каждый пейзаж сопровождается картой, схемой или рисунком тех времен, который подтверждает, что это — то самое место баталий. Источники я перепроверяю, ведь история столько раз переписывалась.

Пока ведем беседу с Игорем, в фотостудию зашла мама с двумя мальчишками.

— Ой, а что, раньше вот этим фотографировали? — посыпались вопросы.

Разглядывая раритетную технику, ребята вовсе позабыли о фото для документов, за которым они сюда пришли.

Игорь признается, что коллекция интересует посетителей студии от мала до велика. В планах у него не останавливаться и пополнять стеллажи новыми винтажными фотоаппаратами.